Эксперт по вашим правам

Основные положения 16 статьи Закона о защите прав потребителей РФ

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов. Но каждый случай индивидуален и носит уникальный характер. Если вы хотите узнать, как решить именно вашу проблему - обращайтесь в форму онлайн-консультанта. Это действительно быстро и главное бесплатно.

Часто ли приобретая продукцию или подписываясь на оказание услуг, граждане вчитываются в условия договорных условий? А между тем подобные документы могут содержать невыгодные условия.

Вспоминают люди о том, что подписывали какие-то бумажки, только при возникновении спорных ситуаций и конфликтов. И тогда выясняется, что они добровольно отказались от претензий или приобрели ненужную продукцию, услугу.

Ст. 16 Закона о защите прав потребителей РФ практически аннулирует подобные договорные обязательства и освобождает приобретателя от условий, которые являются правонарушающими.

Это дает возможность широкого применения статьи при оспаривании отдельных фактов купли/продажи, нарушающих законодательные нормы.

Статья 16
Статья 16 позволяет аннулировать незаконно составленный договор

Статья 16 Закона о защите прав потребителей РФ: основные положения

В статье рассматриваются три пункта, каждый из которых влияет на свою сферу в ситуации с заключением договора, нарушающего права в рамках законодательства Российской Федерации.

  • Пункт 1.

Напрямую устанавливает недействительность обязательств, противоречащих установленным законодательным нормам.

В данном случае не ведется речь о полном аннулировании всего договора, а только о тех его разделах, которые вступили в противоречие с правовыми нормами и нарушили законодательство.

При этом устанавливается обязательство компенсировать все возникшие у потребителя потери, связанные с исполнением таких разделов, нарушающих закон о защите прав потребителей РФ, а также другие акты нормативного характера.

Примером судебного рассмотрения дела в рамках этого пункта статьи можно считать конфликты по договорам, предусматривающим продажу товара, а также работы по его монтажу и наладке.

Читайте также: Ремонт товара по гарантии — защита права потребителя

Условия договора по продаже были законными, а вот по работам — составлены с нарушениями ФЗ № 2300-1. Суд признал недействительной вторую частт, именно по ней была выплачена компенсация. Сам же договор расторжению не подлежал.

Подписание договора

  • Пункт 2.

Нередко потребителя вводят в заблуждение, принуждая приобретать некие товарные комплекты в рамках проводимых в торговых точках акций.

Например, предлагается бутылка молока, но в комплекте с трубочками для питья, наполненными порошком из красителей и ароматизаторов.

Или при покупке новой модели сотового телефона потребителя вынуждают купить в добавок СИМ-карту, тем самым подключиться к оператору сотовой связи.

Пунктом устанавливается неправомерность такой постановки вопроса. Приобретатель в данном случае имеет право отказаться от такого приобретения и потребовать отделить «зерна от плевел», нужный товар от ненужного, получив только желаемый.

Защита прав потребителей в этом случае будет направлена на компенсацию убытков, возникших из-за принуждения к приобретению ненужного товара или услуги.

Отказ от дополнительной услуги
Каждый покупатель вправе отказаться от дополнительной услуги
  • Пункт 3.

Пунктом вводится табу на навязывание дополнительных опций или услуг без установленного на то согласия приобретателя. При этом за подобные неугодные услуги взимается дополнительная плата.

Примером таких услуг может служит следующее: обратившись в кредитное учреждение по поводу займа, клиент получил одобрение. Оформив необходимые документы, ему были выданы денежные средства.

Читайте также: Ст. 17 закона о защите прав потребителей

Пару месяцев он исправно оплачивал текущие платежи, но потом изыскал средства и погасил кредит досрочно. Но договором предусмотрены штрафные санкции в данном случае.

Штрафные санкции
Штрафные санкции предусмотрены в случае досрочного погашения кредита

Банком был предъявлен счет в виде комиссии за досрочное погашение задолженности. Это противоречит законодательству. Поэтому комиссия была оспорена, а пункты договора, ее устанавливающие, аннулированы.

Нередко происходит подобное навязывание услуг по страхованию. Причем это может касаться и приобретения товаров, и оказания услуг в совершенно разных сферах.

На сегодняшний день введено обязательство при наличии подобных услуг оформлять их отдельным документом, который согласуется помимо основного договора.

При этом он в обязательном порядке визируется обеими сторонами сделки. В таком случае это будет свидетельством подтвержденного согласия на данные условия и не может быть оспорено.

Ст. 16 ЗоЗПП: варианты применения для потребительской защиты

На самом деле при разбирательстве в судебных органах данная правовая норма трактуется гораздо шире.

Фактически она позволяет оспорить любые договорные условия, поскольку по умолчанию считается, что приобретатель – это потерпевшая сторона. Ведь в большинстве случаев никто не вычитывает все условия заключаемого договора.

Судьям, принимающим решения, приходится опираться на данную норму практически в любых ситуациях. Это может быть и реализация товаров, как оптом, так и в розницу, и оказание услуг различного характера.

Читайте также: Навязывание услуг — основные правила и способы предотвращения

Со времени публикации некоторые законы могли изменится. Чтобы получить наиболее полный ответ на ваш вопрос позвоните нам по телефону:
  • Москва и область 7 499 577-00-25 доб. 105
  • Санкт-Петербург и область 7 812 425-66-30 доб. 105
  • Остальные города: 8 800 350-23-69 доб. 105
Ссылка на основную публикацию