Эксперт по вашим правам

Порядок подачи жалобы на страховую компанию

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов. Но каждый случай индивидуален и носит уникальный характер. Если вы хотите узнать, как решить именно вашу проблему - обращайтесь в форму онлайн-консультанта. Это действительно быстро и главное бесплатно.

Страхование транспортных средств РФ – обязательное условие для их владельцев, возникающее после приобретения машины и предшествующее ее регистрации в ГИБДД. Его отсутствие влечет не только административный штраф для водителя, но и перекладывает на него всю финансовую ответственность при ДТП.

Данная сфера регулируется ФЗ № 40 от 2002 года, закрепившим страхование ответственности владельцами машин, а также специальными Правилами № 431 от 2014 года, принятыми Центробанком РФ.

Страховщиками признаются организации, которые на основании лицензии и договоров с автовладельцами возмещают вред имуществу или здоровью пострадавшим в ДТП. Агенты выплачивают денежные возмещения либо оплачивают ремонт транспорта после аварии.

Как написать претензию в страховую компанию и чем автовладельцу обосновать требования к агенту? Из каких реквизитов будет состоять бланк заявления к агенту?

Страхование транспортных средств

Обязанности автостраховщиков, выдающих полиса ОСАГО

В соответствии с Правилами № 431, заключение страхового договора обязывает агента:

  1. Выдать страхователям ответственности список своих представителей по России (их адреса, режим работы, контакты), а также 2 бесплатных бланка извещения страховщика об аварии;
  2. Выдать полис сразу после его оплаты;
  3. Переоформить полис не позднее 2 суток после дополнительной оплаты от страхователя;
  4. Назначать независимые экспертизы после ДТП не позднее 5 суток после письменного заявления от пострадавшего о выплате денежного возмещения или оплаты ремонта;
  5. Согласовывать даты, адреса, время экспертиз с пострадавшими;

Страховщик является ответственным лицом за качество и сроки работы станций техобслуживания, в которые выдал направления на ремонтные работы (п.4.22). Он также обязан оплатить перегонку сломанного автомобиля в ремонтный центр, если расстояние от дома потерпевшего до станции обслуживания больше 50 км (п. 15.2 ст.12 ФЗ № 40).

Обязанности автостраховщиков

В соответствии с п.4.25, агент обязан оплатить неоспариваемую часть возмещения, даже если сумма выплаты вызывает спор между сторонами договора страхования.

Читайте также: Дистанционные способы подачи жалобы на Сбербанк России

За страхование ответственности с водителей взимается премия (вознаграждение агента), часть которой страховщики возвращают обратно их наследникам, если:

  • Страхователь умирает;
  • Страховая фирма ликвидируется либо лишается лицензии;
  • Погибает транспорт;
  • Меняется собственник машины.

В этих случаях договор разрывается досрочно, а премия перечисляется на счет родственников не позднее 2 недель. Самим страхователям часть вознаграждения возвращается при досрочном прекращении договора в сумме, аналогичной денежному возмещению.

Страхование транспорта

Когда водители вправе написать жалобу на страховую компанию

Претензия по ОСАГО обоснованна, если:

  1. Пострадавший при столкновении не согласен с суммой денежного возмещения;
  2. Станцией технического обслуживания нарушаются сроки ремонтных работ – 1 месяц после доставки машины в СТО (п. 15.2 ст. 12 ФЗ № 40);
  3. Агент вовремя не переводит денежное возмещение пострадавшему либо отказывает в нем;
  4. Фирма требует дополнительных денег на покупку запчастей, что не соответствует п. 4.16 Правил;
  5. Страховщик изменил размер своего вознаграждения, обосновав это ростом страховых тарифов (п.2.1 Правил);
  6. Агент затягивает рассмотрение заявлений от потерпевших в авариях;
  7. Агент нарушает сроки назначения независимого исследования эксперта (5 суток после обращения гражданина либо 10 суток, если машина стоит в удаленном, труднодоступном месте);
  8. Агент отказывается оплатить экспертизу, проведенную гражданином за свой счет (п. 3.12), либо не соглашается с суммой ущерба, установленной экспертом.

Автомобильная экспертиза

Автомобильная экспертиза устанавливает не только стоимость ремонта (п.3.13), но и:

  • Обстоятельства причинения вреда;
  • Характер и количество повреждений;
  • Причины повреждений;
  • Стоимость машины на момент аварии;
  • Методы и технологии ремонтных работ.

Заявления от пострадавших рассматриваются:

О денежном возмещении (ремонте) О выплатах, связанных с жизнью и здоровьем Если водитель погибает
1 месяц 15 дней 5 дней

Во всех этих случаях агенты составляют акты о наступлении страховых случаев и знакомят с документами потерпевших.

Отказ от исполнения требований страхователей и пострадавших

Жалоба на страховую компанию незаконна, если:

  • Потерпевший не дождался независимой экспертизы от агента и самостоятельно провел ремонт автомобиля;

В результате таких действий определение убытков и наступления страхового случая определить невозможно, следовательно, агент вправе не платить возмещение.

  • Страховщик требует дополнительного вознаграждения за внесение в договор новых водителей. Увеличение количества водителей влечет рост рисков для агента, поэтому требования законны;

ВАЖНО: вы вправе просить у агента письменный документ с расчетом размера вознаграждения, который выдается вам в течение 3 суток.

Претензия в страховую компанию по ОСАГО отклоняется, если повреждение машины произошло:

  1. Из-за непреодолимых обстоятельств;
  2. По вине водителя, требующего выплату;
  3. Радиации или ядерного взрыва;
  4. Войны или забастовки (п. 4.28).

П. 2. ст. 6. ФЗ № 40 установлены объекты и ситуации, которые не входят в страховые риски и не дают водителям право написания претензий к страховой компании (авария произошла на соревнованиях, из-за застрахованного груза, с участием застрахованных по трудовому договору водителей и прочее).

Читайте также: Правила возврата страховки по кредиту

Претензия по ОСАГО

Какую информацию содержит претензия в страховую компанию

В соответствии с п. 5.1 Правил, вы пишете свои требования страховщику в письменной форме, указав:

  • Название и адрес страхового агента;
  • Адрес, телефонный номер и полные данные пострадавшего в ДТП гражданина;
  • Аналогичные данные о страхователе ответственности, который виновен в столкновении;
  • Реквизиты страхового договора;
  • Действия страхового агента, их сроки, размеры выплат, с которыми вы не согласны;
  • Ссылки на нормы правил и законов, нарушенные агентом;
  • Номер банковской карты для начисления агентом денег;
  • Требования к агенту о дополнительных выплатах, которые вам должны начислить за просрочку страховщиком договорных обязательств.
Нарушение сроков Размер пени за каждые сутки просрочки
Выплата денег по страховому случаю 1 % от суммы, покрывающей ущерб при аварии, указанной в соглашении
Ремонт автомобиля 0,5 % от суммы денежного вознаграждения
Извещение водителя или его родственников об отказе в перечислении средств 0,05 % от суммы денежного возмещения

Исходя из особенностей дорожных происшествий, значительного количества участников страховых отношений, каждый образец претензии по ОСАГО должен быть подкреплен:

  1. Паспортом пострадавшего в аварии;
  2. Его документами на машину и страховым договором;
  3. Справкой, выданной сотрудником ГИБДД либо аварийным комиссаром на месте столкновения;
  4. Актом экспертизы, проведенной по инициативе агента либо водителя;
  5. Медицинскими справками, подтверждающими характер травм, стоимость лечения, необходимость оперативного вмешательства и его цену;
  6. Протоколом и постановлением, на основании которого наступает административная ответственность;
  7. Квитанциями о расходах, понесенных водителем из-за аварии (оплата эвакуатора, гонорар юристу, эксперту).

ВАЖНО: вы вправе приложить извещение о ДТП, если ГИБДД не привлекалось к осмотру аварии.

Образец досудебной претензии

Образец заполнения претензии

Претензия в страховую компанию

Сроки досудебного урегулирования автомобильных споров

При оформлении жалобы страхователю важно не пропустить сроки ее подачи – 20 суток со дня, установленного для перечисления денег гражданину либо оплаты ремонта машины.

Не позднее 10 суток страховой агент рассматривает предъявленные требования и удовлетворяет их либо отказывает в их исполнении (ст. 16.1 ФЗ № 40).

В соответствии с п. 5.2 Правил, ваши требования останутся без ответа, если:

  1. В жалобе нет банковских реквизитов;
  2. Вы не предоставили машину на осмотр агенту;
  3. Претензию подало лицо, не являющееся пострадавшим или его родственником;
  4. Жалоба не подкреплена документами, указанными в п. 5.1 Правил.

ВАЖНО: проведение восстановительных работ не снимает ответственности со страховщика (п. 4.22)и дает гражданину возможность обратиться к нему снова, если качество ремонта его не устроило.

Требование о ремонте законно в течение полугода после его проведения либо 1 года, если ремонтировался кузов или менялась краска.

Новый осмотр проходит не позднее 5 суток после выражения недовольства в присутствии мастера и заканчивается письменным актом осмотра. Если машине нужен повторный ремонт, агент выдает на него повторное направление (п. 5.3 Правил). Ремонтные работы закончены, если собственник подписал акт приема-передачи автомобиля.

Если автовладелец так и не получил возмещения

Куда пожаловаться на страховую компанию, если требования автовладельца не были удовлетворены агентом:

  • Профессиональному объединению страховщиков;
  • Центробанку РФ;
  • Роспотребнадзору.

Досудебная жалоба дает потерпевшим возможность обратиться в судебный орган и компенсировать моральный вред с недобросовестного страховщика, плюс отсудить упущенную выгоду (например: в связи с затяжным ремонтом легковой машины владелец не работал в такси 15 дней и потерял 15 000 рублей).

Досудебная жалоба

Образец иска в суд на страховую компанию

Практический образец претензии в страховую компанию г. Орла:

5 апреля 2016 года руководителю страховой компании «ВестКор» Герасимову Р. О. пришло заявление от страхователя Королева Д. В.

Весной 2016 года на улице Пушкина г. Орла произошло ДТП по вине Петуховой И. С. В течение 4 суток после заявления Королева, «ВестКор» назначила экспертизу. По ее результатам пострадавшему были перечислены 9 000 рублей.

Не согласившись с актом эксперта и суммой денежного возмещения, Королев отдал автомобиль другому эксперту, заплатив за дополнительное исследование 2500 рублей. В результате повторного исследования, стоимость ущерба выросла до 26 000 рублей.

Жалоба на страховую компанию

Ссылаясь на 16.1 статью закона об ОСАГО, Королев потребовал от агента:

  1. Перечислить на свой личный счет 17 000 рублей (разницу между суммой ремонта и выплаченными деньгами по первоначальной экспертизе);
  2. Компенсировать оплату эксперта – 2500 рублей.

К жалобе Королев приложил 2 акта экспертиз, реквизиты своего счета в банке, справку об аварии с Петуховой И. С., страховой договор между пострадавшим и компанией «ВестКор».

Читайте также: Особенности составления и подачи претензии в банк

Со времени публикации некоторые законы могли изменится. Чтобы получить наиболее полный ответ на ваш вопрос позвоните нам по телефону:
  • Москва и область 7 499 577-00-25 доб. 105
  • Санкт-Петербург и область 7 812 425-66-30 доб. 105
  • Остальные города: 8 800 350-23-69 доб. 105
Ссылка на основную публикацию