Эксперт по вашим правам

Образец написания и правила составления претензии в банк

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов. Но каждый случай индивидуален и носит уникальный характер. Если вы хотите узнать, как решить именно вашу проблему - обращайтесь в форму онлайн-консультанта. Это действительно быстро и главное бесплатно.

Потребители обращаются в кредитные организации за различными финансовыми услугами. И ежедневно банки оказывают десятки таких услуг населению и юридическим лицам.

Но всегда ли банковские учреждения действуют законно и правильно по отношению к потребителям?

Нередко граждане становятся жертвами мошеннических или неправомерных действий со стороны банков, даже не зная об этом.

При этом в финансовых, экономических отношениях гражданин (физлицо) признается более слабой стороной, которая нуждается в правовой охране и государственной защите.

Деятельность банков регулируется целым рядом законов: Гражданским кодексом РФ, ФЗ «О банках и банковской деятельности», ФЗ «О страховании вкладов физических лиц в банках РФ», ФЗ «О Центральном банке РФ», валютным законодательством и другими положениями и нормативно-правовыми актами.

Только иногда банки их не соблюдают или неверно преподносят, поэтому потребителю важно знать: как и куда жаловаться в случае нарушения прав.

Куда жаловаться на банк
У граждан РФ часто возникает вопрос, куда можно обратиться в случае нарушений прав банка

Куда жаловаться на банк

Здесь все зависит от конкретной ситуации. Если вы хотите пожаловаться на хамское отношение – это одно, а если на увеличение процентной ставки – другое.

То есть вы можете как позвонить на горячую линию и подать жалобу, так и выдвинуть банку письменное требование – претензию.

Жалобы на банки и претензии немного отличаются друг от друга. Первая направляется чаще всего руководству банк, например, на неверно или ошибочно проведенную операцию, грубое отношение сотрудников, отказ в предоставлении информации и др.

То есть жалоба – это выражение недовольства и желание восстановить справедливость, наказать виновных. Она может подаваться и устно, и письменно.

Жалоба на банк
Существует определенный список служб, в которые следует обратиться при нарушении прав банка

Претензия – всегда письменное требование восстановить нарушенное право, возместить ущерб, урегулировать ситуацию мирным путем (досудебно) и по большей части относится к денежным обязательствам.

Это более сильный, с юридической точки зрения, документ, к которому применяются определенные правила составления.

Читайте также: Способы подачи жалобы на Сбербанк России

Однако при нарушении финансовыми организациями ваших прав не так важно, будет это претензия банку или жалоба на банк, главное – результат и доказательства для дальнейшего судебного разбирательства, если оно потребуется.

Куда обратиться с жалобой на банк

Куда обратиться с жалобой на банк:

  • непосредственно в сам банк;
  • в Ассоциацию банков России;
  • в Роспотребнадзор;
  • в ЦБ РФ (Банк России);
  • в ФАС (Федеральную антимонопольную службу)
  • в прокуратуру.

В сам банк обращение пишется, чтобы урегулировать ситуацию без вмешательства вышестоящих инстанций, когда вопрос касается дисциплины (жалоба на сотрудника банка), ошибочных действий операторов или системы, изменения условий конкретного договора и т. д.

Но если ваше обращение проигнорировали или вопрос так и не решен, приходится за защитой прав идти выше.

Обращение в банк
С помощью обращения можно вернуть утраченные деньги и возместить сумму морального ущерба

Только многие граждане не решаются отстаивать свои права и интересы, поэтому теряют денежные средства, время, платят незаконные штрафы, комиссии, терпят хамство.

Но зная законодательство и основные правила, можно вернуть не только деньги, но и возместить убытки, моральный ущерб.

Рассмотрим подробнее, куда можно подать жалобу на банк и по каким причинам:

Ассоциация банков России

Это некоммерческая организация, в которую входят все крупные банки России, а также иностранные представительства в РФ, аудиторские компании и т. д.

Финансовый омбудсмен
Финансовый омбудсмен может помочь решить возникшей спор

Ассоциация помогает решить возникшую проблемную ситуацию, но не может применять к банкам санкции, давать предписания или контролировать их – она выступает как посредник-консультант.

На официальном сайте указанной организации есть специальная форма для подачи жалобы.

Ваше обращение публикуется прямо на сайте. Банки не любят огласку, поэтому такой способ, возможно, ускорит разрешение вопроса.

Можно жаловаться как в Ассоциацию, так и финансовому омбудсмену (здесь же на сайте).

Незаконные проценты по кредиту

Финансовый омбудсмен (общественный примиритель в финансовых вопросах) поможет разобраться в спорных ситуациях, которые могут касаться:

  • реструктуризации долга;
  • незаконных процентов по кредиту;
  • хищения денежных средств с карты;
  • разборок с коллекторами;
  • неправомерных требований банка (н., досрочно погасить кредит или оплатить комиссию).

Омбудсмен предложит наиболее выгодное решение для вас и окажет содействие (даст рекомендации). При рассмотрении жалобы финансовым омбудсменом нельзя одновременно подавать в суд по этому же вопросу. Решение омбудсмена будет обязательным для всех банков-участников. Услуги его бесплатны.

Читайте также: Как вернуть страховку по кредиту

Федеральная антимонопольная служба

Федеральная антимонопольная служба

Банк может нарушать антимонопольное законодательство, в частности законы «О рекламе», «О защите конкуренции» и т. д.

При введении потребителей в заблуждение посредством рекламы или заманивания клиентов, когда реальные условия оказываются совсем не такими, какие были заявлены, а также при рассылке банком несанкционированных СМС (спам) рекламного характера – можно жаловаться в ФАС.

Образец претензии к банку в ФАС можно скачать на официальном сайте службы либо тут же его подать в электронном виде.

Жалоба в банк в Роспотребнадзор

Роспотребнадзор

В Роспотребнадзор чаще всего поступают обращения, связанные с ущемлением прав потребителей по статье 16 закона «О защите прав потребителей».

То есть при навязывании банком дополнительных услуг, которые идут неразрывно с основным продуктом – страхования жизни, не заложенного имущества, приобретения коробочных продуктов, оформления карты и др.

Претензия к банку, направленная в Роспотребнадзор, может, помимо этого, касаться:

  • лишения потребителя права выбора подсудности;
  • предоставления ложной информации об услугах;
  • запрета на досрочное закрытие кредита;
  • ущемления в способах досрочного погашения и т. д.

Когда нужно жаловаться в Роскомнадзор

Если нарушается закон «О защите прав потребителей» – подать жалобу на банк в Роспотребнадзор достаточно действенная мера.

Однако кредитные организации довольно хитро обходят правовые нормы и зачастую представляют на бумаге все согласно законодательству.

Так что одним из главных условий при заключении кредитного договора или приобретении любой другой финансовой услуги является внимательное изучение всех документов.

Обязательно нужно задавать вопросы и отказываться от необоснованных требований.

Хотя здесь для потребителя существует риск увеличения процентной ставки, срока погашения или, вообще, отказа в кредите, причем банк не всегда должен объяснять причину.

Жалоба в Роспотребнадзор на банк должна быть мотивированной нарушением закона «О защите прав потребителей», а также других федеральных законов.

Надзорная функция позволяет этой службе осуществить должную проверку, дать банку предписание или направить ваше обращение в прокуратуру.

Образец жалобы в Роспотребнадзор на банк тоже можно скачать в интернете.

А при нарушении банком закона «О персональных данных» нужно жаловаться в Роскомнадзор.

Читайте также: Порядок подачи жалобы на страховую компанию

Центробанк
Центробанк является не самой эффективной структурой при конфликте между банком и гражданином

Жалоба на банк в Центробанк

Основной  регулятор банковской деятельности – Центральный банк РФ. Но здесь есть нюанс: обращение в ЦБ с жалобой на банк не всегда эффективно. Дело в том, что он, конечно, рассматривает все обращения населения, но ответ на них часто фактически просто отписка.

ЦБ ссылается на гражданско-правовой характер и свободу договора, а значит, не может вмешиваться в конкретные условия вашего, например, кредитного договора и отсылает с жалобой в сам банк.

Но если в ситуации присутствует явное нарушение законодательства и ущемление интересов, будет проведена проверка, банку могут дать штраф или отозвать лицензию.

В каждом конкретном случае есть определенные тонкости, поэтому иногда трудно сориентироваться без юридической помощи.

Причины жалоб в ЦБ

Частые причины жалоб в ЦБ – одностороннее увеличение процентной ставки по кредиту, взимание комиссии за открытие или ведение кредитного счета и т. д.

Написать жалобу в ЦБ РФ на банк можно в электронном виде либо письменно. Электронное обращение направляется через форму на официальном сайте.

Письменное – заказным письмом или лично в головном офисе для жителей Москвы, в региональном отделении для граждан из регионов.

Банк России принимает и коллективные жалобы: например, пострадавшие вкладчики объединяются и пишут одно обращение.

Жалоба в ЦБ на банк – далеко не последняя мера. ЦБ реагирует только на нарушения в части банковской деятельности, и если, к примеру, вам угрожают коллекторы, нужно обращаться в правоохранительные органы, а не в Банк России.

Жалоба на банк в прокуратуру

Прокуратура

Если банковская организация осуществляет деятельность без лицензии, проводит мошеннические операции, ущемляет права и свободы человека или другими действиями нарушает законодательство РФ, то можно обращаться в прокуратуру.

В прокуратуру жалуются и по поводу проблем с коллекторами, нарушения конституционных прав и свобод гражданина банком, незаконного снятия средств со счетов и т. д.

По факту обращения проводится проверка, расследование и выносится предписание.

Как написать жалобу на банк в прокуратуру или в другой контролирующий орган?

Единой формы не предусмотрено, но лучше соблюдать правила оформления официальных или юридических документов, чтобы не было в дальнейшем проблем с ответом на обращение или с судом.

Читайте также: Что такое кассационная жалоба и для чего она нужна

Как написать претензию в банк грамотно

Как уже сказано выше специальной формы для претензии нет, но образец жалобы на банк можно найти на официальных сайтах контролирующих органов.

Вообще, в законе нет даже требования, чтобы претензия была оформлена на бумаге.

По этому поводу в сети давно гуляет рассказ о случае (похоже, из сериала по ТВ), когда рассерженный предприниматель выставил банку претензию на огромной гранитной плите, в результате чего кредитная организация потерпела большие убытки, пытаясь аннулировать такую претензию 🙂

А если говорить серьезно, то претензия в банк имеет три части: описательную, мотивировочную и просительную.

В описательной части указываются все обстоятельства, которые предшествовали нарушению (где, когда, как был заключен договор и т. п.) и что произошло.

Претензия в банк

В мотивировочной вы описываете, какие права нарушены или ущемлены, какие нормы закона не соблюдены, ссылаетесь на пункты договора и законов.

В просительной указываете свои требования – провести проверку и отреагировать, восстановить нарушенное право, возместить ущерб, вернуть деньги и т. д.

В тексте не нужно писать лишнего, каких-либо оскорблений или лирических отступлений, которые не относятся к вашему случаю. Но само нарушение и обстоятельства описывайте подробно.

Важный момент: нужно правильно оформить шапку претензии (кому, от кого). Обязательно указывайте, кому вы пишете: наименование организации, должность руководителя, ФИО, и от кого: ФИО, контакты (телефон, адрес проживания, регистрации, электронный адрес).

Жалоба в банк к руководству
Копию жалобы, адресованную руководству, рекомендуют направить в Центробанк

Иначе обращение останется без ответа (если вы забыли указать контакты). Перед подготовкой претензии заранее узнайте точный адрес банка, его полное наименование, название должности руководителя.

Если ваша жалоба в банк только к руководству этого конкретного учреждения, можно одновременно ее направить (копией) и в Центробанк.

Бланк стандартной претензии

Претензия о возврате комиссии

Получается, вы пишете в шапке – и свой банк, и ЦБ РФ (головной офис или представительство). Такая двойная претензия в банк, образец которой можно найти на юридическом сайте, подается довольно часто и рассматривается быстрее.

В конце ставится дата и подпись. При необходимости нужно приложить документы для подкрепления своих слов.

Претензия составляется в двух или трех (когда направляете в две инстанции) экземплярах. Один остается у вас на руках (с отметкой банка о принятии, печатью, подписью). Можно отправить ее заказным письмом, только обязательно с уведомлением.

Сроки рассмотрения претензий разные. Как правило, они устанавливаются договором или прописаны в локальных актах, законах – зависит от того, куда вы жалуетесь и по какому вопросу, и варьируются от 7 до 30 дней.

Претензия о навязанной страховке

Претензия на ненадлежащую информацию в кредитном договоре

Итак, теперь вы знаете, как писать претензию в банк.

Куда бы вы ни обратились, если вас не удовлетворил ответ на жалобу или претензию, вы не согласны с предписанием или проверкой, ваши права нарушены – всегда можно пойти за защитой и восстановлением прав в суд. Отстаивайте свои интересы!

Составление претензии на банк

При трудностях в толковании законов и норм, воспользуйтесь помощью юристов, расходы на представителя возмещаются в судебном порядке при разрешении дела в вашу пользу.

Так вы сэкономите время и не упустите важные моменты.

Со времени публикации некоторые законы могли изменится. Чтобы получить наиболее полный ответ на ваш вопрос позвоните нам по телефону:
  • Москва и область 7 499 577-00-25 доб. 105
  • Санкт-Петербург и область 7 812 425-66-30 доб. 105
  • Остальные города: 8 800 350-23-69 доб. 105
Ссылка на основную публикацию