Эксперт по вашим правам

Что нужно знать о навязывание услуг потребителям

Юридическая консультация онлайн
Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов. Но каждый случай индивидуален и носит уникальный характер. Если вы хотите узнать, как решить именно вашу проблему - обращайтесь в форму онлайн-консультанта. Это действительно быстро и главное бесплатно.

Что значит навязывание услуги? В добровольно-принудительном порядке вас обязывают купить дополнительный товар, застраховаться, взять кредит, купить подписку и т. д.

Вы вроде не согласны, а приходится платить. Вам нужен основной товар или услуга, а без навязанной его продавать не хотят. Конечно, это незаконно.

Только вот банки, страховые компании, магазины и другие коммерческие организации придумывают свои схемы обхода законодательства. Не все потребители точно знают, как быть в таких случаях. Можно ли отказаться от навязывания услуги?

Навязывание услуг

Какие услуги навязывают потребителям

Самые частые навязанные услуги – дополнительные страховки при кредитах или обязательном страховании. А также сами кредиты, якобы бесплатные процедуры или консультации, временно предоставляемые услуги мобильных операторов и другие. Разберем подробнее, кто и как это делает.

Кто хоть раз брал кредит, наверняка сталкивался с мягким и ненавязчивым требованием сотрудника банка застраховать свою жизнь.

Принуждать вас незаконно, но сотрудник намекает – только так одобрят кредит. Или говорит, что сейчас у них действует программа коллективного страхования заемщиков и для уменьшения рисков банка нужно к ней присоединиться.

Да, банки часто навязывают услугу страхования и хитро все прописывают в договоре. Только договоры читают не все. А при попытке отказа вероятность получения кредита резко стремится к нулю.

Читайте также: Статья 32 закона о защите прав потребителей

Операторы мобильной связи тоже часто навязывают услуги. Только доказать это бывает трудно. Вам звонят, предлагают попробовать новую опцию, она абсолютно бесплатна и вы соглашаетесь. Но услуга бесплатна только определенное время, потом нужно платить. А вы уже через неделю забыли о ней, и с вас просто списывают деньги за условно бесплатную услугу.

Навязывание услуг потребителям

Вам также могут приходить непонятные смс-оповещения, некоторые пользователи просто не читают их. Случайно не туда ткнул и уже подключил услугу. Таким образом, сотовые операторы незаметно списывают деньги с вашего счета.

В страховой компании при покупке полиса ОСАГО нередко в проблемных регионах навязывают дополнительно купить полис страхования от несчастного случая, квартиры или ответственности перед соседями и даже «антиклещ».

При попытке отказаться автовладельцу приходится либо ночами стоять в очереди, либо записываться на страхование за несколько месяцев вперед. А с дополнительной страховкой все быстрее, без записи и нервотрепки.

Мошеннические организации под видом медицинских центров предлагают пройти бесплатную диагностику. Или нашумевшие истории с салонами красоты «Дешели», в которых предлагали бесплатную спа-процедуру. Здесь вам навязывают косметику в кредит.

Будто под гипнозом люди никогда не бравшие кредиты покупают чудо-косметику за бешеные деньги или БАДы неизвестного происхождения. А в случае с медицинскими центрами – приходится оплачивать услуги всех врачей и снова брать кредит, который оформляется доверчивыми гражданами прямо на месте.

Списание средств со счета сотовыми операторами

В магазине при покупке определенного (акционного) товара вам навязывают приобретение еще чего-то дополнительного, иначе скидка не действует, а товар этот только по акции.

Или говорят, что гарантия не будет работать, если вы не пойдете в определенный сервисный центр, навязывают покупку дополнительного гарантийного обслуживания. Или продают комплект товаров, а отдельно они будто бы не продаются (правда, здесь речь скорее о навязывании товара).

Читайте также: Способы защиты прав потребителей — советы и рекомендации

Пока вы на эмоциях продавцы этим пользуются. Они могут впарить разные дополнительные ненужные услуги, без которых якобы товар будет хуже выполнять свои функции или вообще сломается.

В каждом из этих случаев есть свои нюансы, которые нужно знать при покупке или подписании договора. Внимательно с ними ознакомившись, возможно, вы избежите лишних неприятностей и проблем.

Навязывание страховой компанией полиса

Что нужно знать о навязывании услуг и как от них отказаться

Любой потребитель товаров, работ или услуг защищен Федеральным законом «О защите прав потребителей». В случае навязывания услуги смотрите п. 2 статьи 16 ЗоЗПП.

При заключении любого договора действует принцип свободы. Об этом нам говорит Гражданский кодекс РФ (ст. 421 ГК РФ). Более того, Кодекс об административных правонарушениях закрепляет в статье 14.8 п.2 ответственность за ущемление прав потребителей.

В некоторых случаях в действие может вступить даже уголовный закон. Для отдельных видов услуг есть специальные нормативные акты, которые регламентируют их оказание.

Навязывание услуг в магазине

Пример из практики

Покупательница приобрела стиральную машину и ей навязали дополнительное сервисное обслуживание на 2 года, в договоре это было прописано как обязательное условие. Хотя по гарантии она имела полное право на безвозмездное устранение недостатков.

Женщина прочитала внимательно условия дополнительного обслуживания только дома, обнаружив, что оно платное и длится не 2 года, а по факту только год. Покупательница решила вернуть деньги, написала претензию в магазин, указав, что ее ввели в заблуждение и навязали ненужную услугу.

Получив отказ, она обратилась к юристу. В итоге ей вернули деньги за сервисное обслуживание, а на продавца был наложен административный штраф.

Закон на стороне потребителя. В экономических отношениях потребитель считается более слабой стороной. И это правильно. Зачастую человек, приобретая товар или услугу, даже не в курсе, что его права нарушили. А если и обнаружит это – не знает, как защитить их.

Навязывание услуг при покупке товара

Действия потребителя в магазине

Итак, если продавец навязал вам какую-либо дополнительную услугу, обусловив ей покупку товара, вы вправе вернуть деньги за нее. Для этого нужно внимательно прочитать договор по дополнительной услуге (условия также могут быть в сертификате или другом документе) и составить претензию в магазин.

Распечатайте ее в двух экземплярах и идите к продавцу (если претензию не хотят принимать, можно отправить ее заказным письмом с описью). Один экземпляр, который должен быть подписан представителем магазина, остается у вас.

На претензию продавец обязан ответить в течение 10 дней. Если ответа нет или вы получили стандартную отписку (отказ), смело идите в суд. Либо по месту жительства, либо по месту нахождения продавца (ст.17 ЗоЗПП РФ).

Контроль за соблюдением Закона «О защите прав потребителей» осуществляет Роспотребнадзор, вы всегда можете проконсультироваться или попросить разъяснений – законно или нет действует продавец.

Навязывание услуг при оформлении кредита

При оформлении кредита

При кредитовании, если банк вам навязывает услугу страхования, сначала внимательно посмотрите условия кредитного договора и страховки. Если вам предлагается добровольно застраховаться и в условиях (обычно мелкими буквами) написано, что это не повлияет на одобрение кредита, можете отказаться.

Но тогда банк вправе предоставить кредит на менее выгодных условиях (с более высоким процентом). Это допускается законом. Оговорка здесь следующая – разница в процентах должна быть разумна.

Читайте также: Применение ст. 31 закона о защите прав потребителей

Есть еще такой вариант, как расторжение договора страхования уже после подписания. На это у вас есть 5 дней – «период охлаждения». То есть вы изначально соглашаетесь, все оформляете, а потом в течение 5 дней пишите заявление о расторжении страховки.

Но банки не хотят мириться с «периодом охлаждения», и сейчас страхуют жизнь всех своих заемщиков самостоятельно. То есть выступают страхователем в коллективном договоре.

Банк просит вас присоединиться к этой программе, объясняя это снижением рисков и возможностью сохранить минимальный процент. Или еще чем, это не так важно.

Навязывание услуг салоне красоты

Важно, что расторгнуть такую страховку не получится, если вы к ней уже присоединились. Поэтому читайте условия внимательно, не торопитесь.

В них, не может быть указано, что вы обязаны присоединиться к этой программе. Ваш отказ не станет основанием для невыдачи кредита (это ущемление ваших прав по закону).

Настаивайте, что вы не хотите присоединяться к программе страхования. Только будьте готовы к увеличению процента или к отказу в кредите по каким-то другим основаниям. Здесь все зависит от банка и от условий договора.

Обратите внимание, что при ипотечном кредитовании действуют другие правила. Вы должны застраховать залоговое имущество, а в некоторых случаях – жизнь, здоровье. Но в какой страховой компании это делать – ваш выбор.

Здесь действует статья 343 ГК РФ, в которой говорится об обязанности страховать залоговое имущество. В принципе это касается не только недвижимости, но и любого имущества, заложенного для обеспечения кредитных обязательств. Поэтому навязывание услуги касается скорее потребительских кредитов.

В медицинских центрах и салонах красоты

Различные медицинские центры и салоны красоты под видом приглашения на бесплатные процедуры обзванивают граждан и предлагают воспользоваться этими услугами.

На месте они вводят потребителей в заблуждение, умело манипулируя и используя психологические приемы. Иногда просят оплатить консультации, которые были, оказывается, не все бесплатны.

В результате человеку навязывают, например, приобретение пакета платных консультаций врача или психолога, косметические услуги. Стоимость их часто заоблачна, и потребителю предоставляют возможность оформить кредит на якобы выгодных условиях здесь же (без справок и поручителей). Все легко и просто на словах.

Такие центры рассчитаны на доверчивых потребителей, которые и дома не всегда могут опомниться и увидеть, что взяли кредит на приличную сумму с бешеными процентами. Иногда лишь при настойчивых расспросах близких.

Навязывание услуг в медицинском центре

В таких случаях нужно писать претензию, в которой требовать расторжения договора и возврата денег (в двух экземплярах). Вам могут помочь как в обществе защиты прав потребителей, так и в любой юридической консультации. Если вам мирным путем не возвращают деньги, их можно стребовать через суд.

Контроль над медицинскими центрами осуществляет Росздравнадзор. Прежде всего, нужно попросить у такой организации лицензию на оказание медицинских или иного характера услуг и уточнить образование специалистов, которые там работают.

При отказе ответить на ваши вопросы или при предоставлении ложной информации, можно обращаться и в Росздравнадзор (они подскажут, есть у центра лицензия), и в прокуратуру.

Осуществление предпринимательской деятельности без регистрации, без лицензии (когда она требуется) уголовно наказуемо (ст. 171 УК РФ). Если у организации поддельная лицензия – это уже ст.327 УК РФ. Здесь будет разбираться полиция.

При таких ситуациях на стороне потребителя и Закон «О защите прав потребителей» (ст. 16, ст. 32), и Гражданский кодекс (ст.782), и Уголовный кодекс (ст.159, ст. 171 и др.).

При списании средств со счета сотовыми операторами

При снятии денежных средств со счета мобильным оператором за услуги, которые вы не подключали, также можно подать претензию (п. 3 ст.16 ЗоЗПП РФ). Здесь могут иметь место и спам-рассылки (с ними операторы сотовой связи ведут борьбу, устанавливая антивирусы), и различные платные подписки, и другие услуги.

Сейчас почти каждый абонент имеет доступ в личный кабинет, и проверить состояние счета, наличие подключенных услуг – не проблема. Если у вас есть такая возможность, зайдите, проверьте информацию или сделайте запрос своему мобильному оператору по номеру справочной или через смс.

Читайте также: Ст. 16 закона о защите прав потребителей — варианты применения

Для начала вам нужно запросить детализацию счета, это делается и через личный кабинет. Услуга может быть платной. Так вы отследите, куда уходят деньги.

Далее подавайте претензию вашему оператору (правила подачи указаны в ст. 55 ФЗ РФ от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи»), с требованиями отключить услуги (если вы их еще не отключили самостоятельно) и вернуть деньги. Если оператор связи не признает ваши требования, обращайтесь в суд.

Навязывание услуг в страховой компании

Важно, чтобы все дополнительные услуги были подключены без вашего согласия. Читайте договор, смс-оповещения, не нажимайте «ОК», не ознакомившись с содержанием текстового сообщения, не открывайте смс-спам с непонятными ссылками.

В страховой компании

При навязывании страховой компанией к полису ОСАГО застраховать что-то еще, вы вправе отказаться. В законодательстве четко определены виды обязательного и добровольного страхования (ст. 927 ГК РФ).

Добровольное страхование – это страхование по желанию, и только с вашего согласия может быть заключен такой договор.

При этом вы вправе, даже если застраховались, прийти и расторгнуть его в любой момент. Если расторжение происходит в «период охлаждения» (5 дней), вы получите обратно всю страховую премию без вычетов.

Отказаться здесь проще всего – не подписывайте и не оплачивайте дополнительный договор страхования. Если подписали – идите в страховую компанию, пишите заявление на расторжение и вам вернут деньги. Постарайтесь прийти в течение 5 дней. При любых проблемах на страховую компанию можно подать жалобу в Центробанк.

В заключение

Если вам пытаются навязать приобретение каких-либо услуг, внимательно ознакомьтесь со всеми условиями и документами. Не спешите подписывать бумаги не глядя. Дома вы, скорее всего, пожалеете, что были так беспечны.

Продавец или сотрудник компании может ввести вас в заблуждение, не до конца проинформировать или вообще умолчать о важных нюансах, а ваша подпись для него свидетельство согласия и прочтения всех условий договора.

Продавцы часто всеми способами исхитряются прописать все по закону, но только потребители не вчитываются в мелкий шрифт или не хотят подробно изучать ворох бумаг.

Навязывание услуги

По разным видам услуг судебная практика отличается, суды могут принять и сторону продавца (такое бывает при судебных разбирательствах с банками). Поэтому бдительность не будет лишней. Если вам навязывают что-то против вашего желания, подумайте, прежде чем согласится.

Помните также, что вы можете отказаться от договора оказания услуг в любой момент без объяснения причин (ст. 32 ЗоЗПП). Не попадайтесь на удочку недобросовестным продавцам! Защищайте свои права.

Со времени публикации некоторые законы могли изменится. Чтобы получить наиболее полный ответ на ваш вопрос позвоните нам по телефону:
  • Москва и область 7 499 577-00-25 доб. 105
  • Санкт-Петербург и область 7 812 425-66-30 доб. 105
  • Остальные города: 8 800 350-23-69 доб. 105
Ссылка на основную публикацию