Эксперт по вашим правам

Способы защиты прав потребителей

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов. Но каждый случай индивидуален и носит уникальный характер. Если вы хотите узнать, как решить именно вашу проблему - обращайтесь в форму онлайн-консультанта. Это действительно быстро и главное бесплатно.

Ежедневно граждане становятся потребителями товаров или услуг. Это и покупки в продовольственных магазинах, и приобретение бытовой техники или автомобиля, и услуги различных организаций.

Участвуя в подобных взаимоотношениях, никто не задумывается, чем они регулируются. Вопрос «куда обращаться и что делать» возникает только в случае неудачной покупки или обмана. Итак, рассмотрим способы защиты прав потребителей.

 Потребители товаров или услуг
Совершая покупки или делая заказ клиент защищён законом о правах потребителя. Разработан он в 1992 году и с тех пор был немало усовершенствован.

Каковы законодательные нормы для защиты прав потребителя?

Защищая свои права, следует опираться на законодательные нормы в подтверждение своей правоты. Взаимоотношения потребителя и продавца, осуществляющего продажу или предоставление услуг, регулирует множество нормативных актов.

Вот некоторые из них:

К тому же существуют Постановления Правительства, регламентирующие правила реализации, возврата или обмена на определенные группы товаров.

Куда можно обращаться в случае нарушения потребительских прав?

Нарушение потребительских прав – это не только некачественный или просроченный товар, приобретенный в магазине. Это хамство официантов в ресторане, снующие по прилавку и продуктам тараканы, отсутствие вывоза мусора, неверный диагноз в поликлинике и т.д.

В зависимости от типа прав, нарушение которых произошло, предоставляется возможность пожаловаться как вышестоящему лицу компании, так и в государственные органы, контролирующие ту или иную грань ее деятельности.

Образец заявления на обмен/возврат товара надлежащего качества

Основные контролирующие и надзорные органы, где можно составить претензию или оставить жалобу:

  • Общество по защите прав потребителей. Способствует разрешению большинства вопросов в сфере реализации товаров, работ и услуг;
  • антимонопольная служба. Она призвана решать вопросы по правам в сферах деятельности, являющихся монопольными в стране. Примером могут быть водоснабжение, электроэнергетика, теплоснабжение;
  • Роспотребнадзор. В этой организации можно получить помощь в случае нарушений при оказании банковских услуг, при продаже товаров, работ и услуг, включая коммунальные. При Роспотребнадзоре всегда имеется отдел по защите прав потребителей;
  • службы санитарного и ветеринарного контроля. Именно эти службы призовут провинившуюся компанию к порядку, в случае если нарушаются санитарные нормы. Например, не соблюдается чистота в помещениях, присутствуют насекомые или грызуны;
  • органы полиции помогут в случае хамства персонала компаний, оскорблений и попыток нарушить личное пространство. Так же действенно будет обращение в случае хищения личного имущества представителями обслуживающей компании;
  • государственная жилинспекция наблюдает за соблюдением прав в области коммунального хозяйства и совместного проживания в многоквартирных домах. Сосед сверлит стены в 2 часа ночи или пробил потолок, все жалобы такого рода именно сюда;
  • департамент здравоохранения. Обращаться можно с любыми вопросами, возникшими в процессе пользования услугами медицинских учреждений;
  • Роскомнадзор – надзирает за осуществлением услуг связи и телерадиовещания.

В случае, если не одна из служб не может помочь в рамках правового поля или требуется материальная компенсация противоправных действий, потребители и покупатели обращается в судебные органы. При этом различные акты и ответы на жалобы, отправлявшиеся в инстанции, не устраивающие результаты экспертиз, непринятые претензии будут дополнительными доказательствами.

Как защищаются права потребителя: первые шаги

Большинство возникших конфликтов вполне разрешимы еще на уровне компании, в которой произошло нарушение. Достаточно обратиться не к рядовому исполнительно, а к руководителю с жалобой.

Основной нормой законодательства, которой нужно руководствоваться в данном случае, будет Федеральный закон «О защите прав потребителей». Он защищает все виды прав:

  • на качество. Все случаи продажи некачественного товара регулируются статьями 18-25, услуг – 29-30;
  • на безопасность. Предусмотрено в статье 7;
  • на информацию. Это регулируется статьями с 8 по 11;
  • на возмещение ущерба.

Заявление на возврат товара

Соблюдать положения этого законодательного акта – обязанность продавца. А для потребителя это прямое руководство к действию в случае нарушения прав. Оно предусматривает все способы защиты. Поэтому следует внимательно изучить положения закона, подходящие под пункты нарушения.

Нарушение потребительских прав
Если нарушены права потребителя и был продан некачественный товар, то порядок рассмотрения предусматривает проведение экспертизы

Как можно защитить свои права потребителя в случае покупки некачественного товара?

Была произведена покупка некачественного товара? Компания исполнила свои обязательства с нарушением сроков? Все подобные случаи решаемы.

Образец заявления на обмен/возврат товара ненадлежащего качества

Первым делом при нарушении прав можно обратиться в саму компанию, допустившую нарушение. Как правило, фирмы, дорожащие своей репутацией и прекрасно понимающие, что мирным путем дело решить проще, охотно идут на контакт с неудовлетворенным потребителем.

Для осуществления обращения нужно составить претензионное заявление, в котором четко описать подробности произошедшего, свои требования и метод устранения нарушения. Обязательными составляющими такого заявления будут личные данные потребителя, его адресные и контактные реквизиты.

Защита прав
Большинство возникших конфликтов вполне разрешимы еще на уровне компании. Достаточно просто обратиться к сотруднику, который способен решить вопрос

Если нарушены права потребителя и был продан некачественный товар, то порядок рассмотрения предусматривает проведение экспертных действий. Это необходимо учесть при составлении претензии, указав о своем желании присутствовать на экспертных процедурах.

На рассмотрение претензии компании предоставляется 10-дневный срок, необходимость экспертизы увеличивает его до 45 дней. По результатам компания может: отказать в удовлетворении претензий, произвести возврат денежных средств, обменять товар или произвести ремонт. Причем те же правила действуют и в отношении услуг, то есть компания может отказать, вернуть средства или переделать работу.

Если потребителя не удовлетворил результат, он имеет право, собрав необходимые документы, отправиться в судебные органы.

Куда жаловаться на нарушение прав потребителя в случае отказа торговой точки принимать претензию?

В случае, если от компании, предоставлявшей услуги или продававшей товары, поступил отказ в принятии претензии или выполнении требований, потребитель может направиться в вышестоящие контролирующие органы, например, Роспотребнадзор или в суд.

При этом, если нарушение подтвердится, на компанию, его допустившую, ляжет еще и груз отказа в добровольном устранении и различного рода компенсации. Защитой прав не стоит пренебрегать.

Читайте также: Статья 23 закона о защите прав потребителей — правила уплаты неустойки

Например, гражданин К. в Ивановской области обратился в компанию «ДомСтрой» с заказом на покупку и сборку щитового домика. Договором был предусмотрен месячный срок с даты оплаты на установочные работа «под ключ». Сами конструкции доставили в течение недели, а вот установки домик дожидался целых полтора месяца.

Роспотребнадзор
При отказе принятия претензии потребитель может направиться в вышестоящие контролирующие органы, например, Роспотребнадзор или в суд

Обратившись с грамотно составленной претензией, содержащей отсылку к ЗоЗПП и ГК РФ, к руководству компании, гражданин К. получил компенсацию в размере суммы, которую он оплатил за установочные работы. В итоге сборка домика досталась ему бесплатно.

А житель Саратова приобрел в магазине чайник, который на второй день просто отказался включаться. Обратившись с претензией в магазин, он требовал возврата денежных средств или обмена, на что получил письменный отказ, аргументированный тем, что внутренняя экспертиза показала, что сам пользователь излишне сильно давил на кнопку включения.

Собрав необходимые документы, гражданин обратился в судебные органы, которые не только решили дело в пользу покупателя, но и присудили к выплате компенсацию морального вреда и штраф за отказ в добровольном выполнении законных требований потребителя.

Данные суммы существенно превосходили стоимость чайника. Кроме того, компании-виновнице пришлось полностью компенсировать судебные расходы на защиту прав потребителя, включая экспертизу.

Как защитить права потребителя самостоятельно?

В случае, если нарушение прав потребителя не носит исключительного характера, возможно самостоятельное прохождение всех этапов процедуры. Потребуется лишь знание законодательных актов и этапов обращения. Помощь профессионалов может быть необходима только в случае недостаточной компетентности или в сложных и противоречивых ситуациях.

Читайте также: Статья 9 закона о защите прав потребителей

Определившись с типом нарушения, легко понять в какую инстанцию следует обращаться. Каждый из органов имеет уже отлаженные схемы обращений по наиболее частым случаям.

Не стоит бояться доказывать свои права. Наведение порядка в стране не только дело органов госслужбы, но и долг каждого гражданина. Только совместными усилиями можно добиться соблюдения законности и порядка.

Со времени публикации некоторые законы могли изменится. Чтобы получить наиболее полный ответ на ваш вопрос позвоните нам по телефону:
  • Москва и область 7 499 577-00-25 доб. 105
  • Санкт-Петербург и область 7 812 425-66-30 доб. 105
  • Остальные города: 8 800 350-23-69 доб. 105
Ссылка на основную публикацию