Эксперт по вашим правам

О чём говорит статья 26 закона о защите прав потребителей

Рядовые граждане плохо знакомы с законодательными актами, регламентирующими те или иные рыночные отношения. А потому, при возникновении конфликтных ситуаций, большинство просто теряется, не знает с чего начать, тратит драгоценное время и в корне неверно относится к оформлению сопутствующих процедур. 

Нужно ли идти до конца (вплоть до подачи иска в суд), если ваши права были нарушены?
ДаНет

Стоит приоткрыть завесу над некоторыми статьями ФЗ о защите прав потребителей. Рассмотрим подробнее статью 26 главы 2, которая непосредственно и освещает защиту прав потребителей при покупке товаров.

Защита прав потребителей
Случаи продажи некачественного товара регулируются по стандартной схеме, предусмотренной ст 26 закона о защите прав потребителей

Общий обзор ст. 26 Закона о защите прав потребителей

Ранее 26-я статья регламентировала правила реализации отдельных видов товаров, но была упразднена ФЗ № 234 в 2007 году. В действии остались две подстатьи:

  • 26.1., регламентирующая дистанционную продажу, а, следовательно, деятельность интернет-магазинов и онлайн-ресурсов, осуществляющих доставку приобретенных на них заказов;
  • 26.2., дающую право Правительству РФ устанавливать правила реализации отдельных видов товаров. Таким образом регулируется продажа огнестрельного оружия, средств, содержащих прекурсоры, вывоз ТБО, услуги телефонных компаний и многое другое.

Обе подстатьи должны отвечать на все вопросы по нестандартным товарам и способам их реализации. Остановимся на каждой из них в отдельности.

Дистанционные способы продажи
Перечни товаров, подпадающих под действие подстатьи 26.2, устанавливаются Правительством РФ

Дистанционные способы продажи: понятие и способы урегулирования конфликтов

Почему такой способ продажи выделен отдельной подстатьей? Все просто: в силу самой сущности данного способа, он не подпадает под действие норм 497 статьи ГК РФ, которые распространяются на любые продажные операции, осуществляемые при демонстрации образцов.

В случае с дистанционными продажами потребитель не имеет возможности оценить товар лично, а получает приблизительную информацию о нем из данных, предоставляемых продавцом.

При этом это может быть как текст, содержащий набор характеристик, так и фото- или видеоматериал.

Информация должна включать в себя:

  • основные характеристики товара и его потребительские свойства;
  • данные о производителе и месте производства;
  • полную и точную информацию о продавце, включая юридический и фактический адрес;
  • комплектность и стоимость за единицу;
  • условия приобретения, оплаты, доставки и возврата товара;
  • информацию о сроках заключения и действия договора, гарантийных сроках и сроках годности.
Дистанционное приобретение
Дистанционное приобретение товара (в основном продажа через интернет) стало очень популярным

При этом вся информация должна быть предоставлена в письменном виде.

Если информация о правилах и условиях возврата не будет предоставлена приобретателю при получении товара, он вправе не руководствоваться нормами, навязываемыми поставщиком, а воспользоваться возможностью отказа от товара в трехмесячный срок с даты его получения.

Статьей оговаривается и возможность возврата товаров надлежащего качества. Обязательным условием является сохранение товарного вида и свойств, отсутствие дефектов и поломок (для этого проводят экспертизу).

Для этого необходимо наличие документов, подтверждающих приобретение, при их отсутствии допускаются отсылки к другим видам доказательств.

При этом стоит учитывать тот факт, что если товар был изготовлен с учетом индивидуальных требований приобретателя, он не вправе требовать возврата.

Читайте также: О чём говорит статья 12 закона о защите прав потребителей

Примером такого товара могут служить изготовленные на заказ портреты членов семьи. Такой товар не может быть продан никому другому, исключительно заказчику. И при соблюдении изготовителем всех условий, которые были согласованы с приобретателем, нет причин к возврату товара.

закон о защите прав потребителей ст 26
Закон о защите прав потребителей не поможет, если вы приобретаете товар изготовленный по вашему заказу. Например свой портрет.

Данная статья устанавливает и право отказа покупателя от товара до его получения путем расторжения договора. Но в этом случае имеется обязанность покупателя перед поставщиком по компенсации расходов на доставку.

Обращаем внимание на то, что данная норма никак не указывает на то, что же делать с суммами, уже перечисленными поставщику. Таким образом, в дальнейших действиях следует руководствоваться договором купли/продажи.

Случаи продажи некачественного товара регулируются по стандартной схеме, предусмотренной 18-24 статьей ЗоЗПП.

Продажа товаров: свод правил

Перечни товаров, подпадающих под действие подстатьи 26.2, устанавливаются Правительством РФ. А также эта структура получает возможность создавать отдельные требования и документацию, регламентирующую правила и процедуры продажи таких товаров.

Таким образом, например, регламентируется нераспространение на некоторые виды товаров правил безвозмездного предоставления аналога на время ремонта, обмена на аналоги другого размера, формы, цвета и так далее.

Читайте также: Экспертиза товара ненадлежащего качества

Все это регламентируется Постановлением Правительства № 55 от 19.01.1998 г., списки и пункты которого ежегодно дополняются и дорабатываются, выносятся отдельным постановлением для актуализации под современные тенденции.

Подстатьей устанавливается отсылка на постановления и фиксируется необходимость рассмотрения некоторых рыночных отношений отдельными законодательными документами.

Возврат товаров
Статьей оговаривается возможность возврата товаров надлежащего качества

26 статья Закона о защите прав потребителей: применение на практике

Дистанционное приобретение товаров и услуг плотно вошло в нашу жизнь вместе с современными технологиями. Потребители уже ощутили комфортность такого способа приобретения и экономическую выгоду.

Большинство таких покупок гораздо дешевле, чем аналогичные в офлайн-магазинах. Ведь торговым предприятиям, осуществляющим дистанционную продажу, не нужно нанимать большой штат сотрудников, приобретать или арендовать торговые площади по всей территории страны.

Недостаток приобретений – невозможность «пощупать» товар руками. Приходится определять необходимость приобретения, основываясь на технических характеристиках и фотографиях. Как итог – несоответствие ожиданий реальности.

Однако, несмотря на рассмотрение в 26-ой статье сразу двух подпунктов, они друг друга не касаются. И если начинается трактовка статьи 26.1 в разрезе 26.2, то это в корне неверно. В случае дистанционной продажи правила не регулируются Постановлениями Правительства, даже если товар входит в соответствующие списки.

Например, в феврале этого года Мариной Бобровой, жительницей г.Самара, посредством интернет-магазина М.Видео была приобретена камера Genius i-Look 1321. Доставка осуществлялась курьерской службой.

Девушка, не осматривая сам товар, под роспись приняла коробку. Открыв коробку, она увидела вместо заказанного товара аналогичный, но в более упрощенном варианте (Genius i-Look 1321 v2) нежели заказанный.

В течение 7 дней, руководствуясь статьей 26.1, она подала претензию через онлайн-сервис магазина, после чего ей произвели замену товара с предоставлением бонуса в виде индивидуального начисления баллов скидки для последующих покупок. При этом гражданке не пришлось ничего доплачивать, компания сама оплатила все услуги по доставке.

Приобретение товаров
Недостаток дистанционных приобретений – невозможность «пощупать» товар руками, но он компенсируется более низкой ценой

Как правило, ситуации, в которых продавец не прав, при дистанционных способах доставки разрешаются быстро и безболезненно путем обмена товара или возврата средств. Покупателю же стоит лишь внимательно читать условия продажи, оплаты, доставки и возврата товара.

Читайте также: Сведения о статье 9 закона о защите прав потребителей

При всей, казалось бы, простоте трактовки статей Закона о защите прав потребителей, нередки случаи, когда покупатель просто не знает, с чего ему начать, и, даже написав претензию, не уверен, куда с ней обращаться. В подобных случаях поможет и минимальная консультация у специалистов.

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector