Эксперт по вашим правам

О чём говорит статья 8 закона о защите прав потребителей

Юридическая консультация онлайн
Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов. Но каждый случай индивидуален и носит уникальный характер. Если вы хотите узнать, как решить именно вашу проблему - обращайтесь в форму онлайн-консультанта. Это действительно быстро и главное бесплатно.

Безопасность товаров или услуг – один из ключевых критериев их приобретения. Но часто ли покупатель обращает внимание на достоверную информацию, проверяет продукцию и требует необходимые сведения? Между тем это его законное право.

Продавец обязан согласно законодательству сообщать все нужные сведения о реализуемых продуктах при заключении договоров, и они должны быть достоверными, наглядными, на русском языке.

ФЗ «О защите прав потребителей» определяет это пунктом 2 статьи 8.

Потребитель согласно пункту 1 названной статьи имеет право требовать  необходимую и существенную информацию о товаре, графике работы торговой точки (ИП, исполнителя) и о самом продавце перед покупкой или просто для ознакомления.

Право потребителя на информацию

В сфере продажи товаров и услуг (работ) закон выступает гарантом защиты интересов потребителя.

Право на полную и точную информацию об изготовителе, его работе и производимой продукции необходимо, чтобы принять правильное решение о покупке и обеспечить возможность полноценно защищать права потребителя любыми законными способами.

Часто при оформлении договора купли-продажи или оказания услуг покупатели не сверяют информацию с заявленной, не проверяют местонахождение и точное наименование продавца, не до конца изучают сведения о товаре, гарантиях, производителе.

Продавец должен донести эту информацию до потребителя (п. 2 ст 8 закона о защите прав потребителей). Способы доведения регулируются отдельными правилами и нормативно-правовыми актами. В основном важную информацию содержат этикетки, инструкции, ярлыки, сертификаты и т. д.

Права покупателя
Непосредственно перед покупкой необходимо обязательно проверить товар на качество и безопасность

Какая конкретно информация указывается на этикетках (или других документах) о производителе (изготовителе) и товаре закон о защите прав потребителей фиксирует в статьях 9, 10, 11.

В статье 9 закреплена обязанность продавца разместить на вывеске наименование, информацию о месте нахождения (точный адрес), режим работы.

Читайте также: Основные положения и нормы закона о защите прав потребителей

В статье 10 указанного ФЗ перечислены такие обязательные данные о товаре, как наименование технического регламента, потребительские свойства, цена, гарантия, срок службы (годности), дата изготовления, адрес и наименование продавца, информация о правилах продажи, недостатках и др.

Для определенных видов товаров и услуг предусматриваются специальные правила и нормы (Постановление Правительства РФ от 19.01.1998 №55).

Например, при продаже оружия необходима лицензия, медицинских препаратов – помимо лицензии нужны еще декларации соответствия, а изготовитель должен указывать определенные пункты в инструкции к лекарствам, драгоценные изделия должны быть с опломбированными ярлычками, на которых в обязательном порядке содержится наименование самого украшения, данные изготовителя, проба, название металла и т. д.

Статья 8
Если у покупателя возникли вопросы о товаре, следует обратиться к продавцу

Информация должна быть доступна. Режим работы и фирменное наименование указываются на вывеске при входе, характеристики товара на этикетках (ярлыках, инструкциях) и т. п. В торговых точках отводятся специальные стенды для информации, необходимой покупателям.

Читайте также: Сведения о ст. 9 Закона о защите прав потребителей

Если таких стендов нет, и вы не видите в открытом доступе в магазине или офисе нужных вам документов, сертификатов, сведений о точном наименовании, реквизитов, свидетельств – можно затребовать все необходимое напрямую у продавца.

При оказании услуг вы также вправе посмотреть лицензии, гарантии, узнать имя конкретного исполнителя и др.

Покупатель всегда может ознакомиться с разрешительными, сопроводительными документами, сертификатами перед покупкой или во время заключения договора. Если продавец отказывается выполнить это желание или требование покупателя, он несет ответственность согласно законодательству (ст. 12 ЗоЗПП РФ).

Обязанности продавца
В обязанности продавца входит информирование покупателей о предоставленной продукции

Ответственность за непредоставление информации

Продавец, который не хочет предоставлять информацию или дает ложные, неполные сведения, скрывает нужные документы либо не имеет их –  отвечает за свои действия или бездействие по закону.

Ответственность за нарушение норм, которые регламентирует статья 8 закона о защите прав потребителей, предусматривается статьей 12 этого закона и статьей 14.8 КоАП РФ. Продавец при отказе от договора купли-продажи возвращает деньги, отвечает за недостатки и причиненный покупателю вред, возмещает убытки.

Административная ответственность выражается в предупреждении или штрафах в размере до десяти тысяч рублей.

Если на импортном товаре сделан перевод на русский язык и он отличается от оригинала, наводит на неверное представление о товаре – это также влечет ответственность за недостоверность.

Прежде чем совершить покупку, важно убедиться в безопасности продукции, ее качестве, в репутации продавца, его гарантиях. Проверяйте документы, разрешения, читайте этикетки и ярлыки, гарантийные талоны, товарные чеки (сверяйте названия).

Все что вам непонятно о товаре, изготовителе – уточняйте. Вы имеете полное право на правдивую информацию, чтобы не поддаться заблуждениям, избежать обмана и возвратов, выбрать нужный товар (или услугу), обезопасить себя как потребителя.

Читайте также: О чём говорит статья 26 закона о защите прав потребителей

Если ваши права нарушаются, продавец игнорирует законы, обманывает покупателей, можно обратиться за помощью к юристам или в Роспотребнадзор.

Со времени публикации некоторые законы могли изменится. Чтобы получить наиболее полный ответ на ваш вопрос позвоните нам по телефону:
  • Москва и область 7 499 577-00-25 доб. 105
  • Санкт-Петербург и область 7 812 425-66-30 доб. 105
  • Остальные города: 8 800 350-23-69 доб. 105
Ссылка на основную публикацию