Эксперт по вашим правам

Правила написания и сроки подачи претензии

Юридическая консультация онлайн
Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов. Но каждый случай индивидуален и носит уникальный характер. Если вы хотите узнать, как решить именно вашу проблему - обращайтесь в форму онлайн-консультанта. Это действительно быстро и главное бесплатно.

Необходимость ведения претензионной процедуры может возникнуть в различных жизненных ситуациях. Это один из этапов при подготовке к рассмотрению спора в судебных органах. Претензия – главный документ досудебного разбирательства.

От правильности его написания во многом зависит успех решения дела на ранних этапах. Давайте рассмотрим, что такое жалоба и как правильно написать претензию.

Что такое претензия

Что представляет собой претензия?

Претензия – понятие собирательное. По факту так может называться любой документ, где одно лицо или компания предъявляет ряд требований другому – физ. или юр.лицу. В качестве заголовка такого документа может быть выбрано любое из следующих: жалоба, заявление, претензионное требование, претензия.

Главной особенностью этого документа является факт требований, оформленных в письменном виде. Таким образом двум сторонам дается возможность договориться мирным путем без обращения в судебные инстанции. Заявителем могут быть как физические лица, так и компании.

Подача жалобы через интернет

Читайте также: Составление претензии на противозаконные действия следователя

Обязательность претензионной работы

Обязательное досудебное урегулирование может быть установлено договорными обязательствами или законодательно. Если такая процедура предусмотрена в договоре, то должен быть разработан порядок предъявления требований, форма обращения и этапы процедуры согласования. Такой порядок регламентируется статьями 445, 452 619, 687 ГК РФ, статьями 35,91 ЖК РФ и ст. 101 Семейного кодекса.

Иногда без претензионных процедур в рамках досудебного урегулирования, невозможно рассмотрение дела в судебных органах по умолчанию. Это предусмотрено статьями 135, 222 ГПК и 129, 148 АПК РФ. Без документации, свидетельствующей о попытках урегулировать спор самостоятельно, иск к рассмотрению приниматься не будет, либо заявление останется без рассмотрения.

Правильное составление жалобы

Вот несколько примеров дел, когда необходима работа в претензионном порядке:

  • жителем Кисловодска была отправлена посылка по России, адресату она не была доставлена в установленные для этого сроки. Для того, чтобы иск по отношению к почтовому сервису был принят на рассмотрение судебными органами, необходимо сначала направить заявление о розыске отправления. Образец претензии можно взять в почтовом отделении или скачать с оф.сайта почты. После того, как поиски останутся безрезультатными, направляется требование компенсировать утерянную посылку. В случае, если служба так и не отреагировала, или компенсировала не тот объем, который ожидал заявитель, он уже на законных основаниях может обратиться в судебные органы. К иску он сможет приложить копии документации по претензионной работе;
  • гражданин, имея договор по обеспечению интернетом с компанией Ростелеком, в течение месяца не имел доступа к сети по техническим причинам. Причем виновником проблем была сама компания-провайдер. Неоднократные обращения в техподдержку не оказали должного эффекта. Судебные органы не примут иск до тех пор, пока не будет проведена претензионная работа. Пользователю следует направить в компанию-виновницу претензию с требованием устранить неполадки в определенные сроки и компенсировать стоимость оплаченных, но не оказанных услуг. Образец претензии можно взять в готовом виде с оф.сайта компании, а можно и составить самостоятельно. Если ответа от компании не последует, или не будет выполнено законное требование о компенсации, пользователь имеет право обратиться в судебные органы. При этом ему необходимо будет предъявить доказательства того, что попытка досудебного урегулирования имела место.

Таким же образом необходима претензионная работа в конфликтах с компаниями-перевозчиками и экспедиторами, туроператорами, страховыми организациями и банками.

Претензии могут адресоваться как юридическим лицам, так и индивидуальным предпринимателям. Не обходит стороной претензионная работа госведомства и структуры.

Читайте также: Грамотное составление претензии в жилищную инспекцию

Образец претензии в каждом конкретном случае можно взять в самой компании-ответчике, а также на одном из ресурсов в сети. При всем отличии ситуаций и обстоятельств есть единые требования к составлению подобного рода документов.

Образец претензии

Образец претензии

Как написать претензию: требования к составлению стандартного документа

Задавшись вопросом как правильно написать жалобу, стоит обратить внимание на общие требования к написанию таких документов. Заявление пишется в деловом стиле. Текст должен быть разборчивым, легко читаться. Все факты случившегося лучше всего отображать в хронологическом порядке.

В тексте документа недопустимы оскорбления и ругательства. Следует помнить, что любые угрозы могут привести к том, что уже к заявителю могут быть предъявлены обвинения оскорбленным лицом.

Заявления подобного рода пишутся от руки или печатаются на компьютере. Образец претензии можно взять как из сети или в компании-ответчике, так и составить самостоятельно.

Как составить жалобу: образец претензии и состав документа

Правильно оформленное заявление должно состоять из следующих частей:

  • шапка. В данном разделе указывается адресат, которому направляется документ. Если это организация, то указывается ее полное наименование, ИНН, ГРН и юридический адрес. Причем жалоба может направляться на имя руководителя, поэтому напишите его должность и ФИО. Далее необходимо указать данные самого заявителя, включая адресные и контактные;
  • вводная часть. Нужна для того, чтобы указать на наличие правоотношений между сторонами. Если был заключен договор, то должна быть отсылка на него. Если подписывался акт выполненных работ, то указывается его номер и дата подписания. При приобретении товара описываются обстоятельства приобретения. Пример: 17.07.2016 г. в салоне «Тантра», находящемуся в г. Воронеже, ул. Рабочая, д. 5, мною были приобретены люстры бытовые «Елена» в количестве 20 штук на сумму 108 тыс. руб. На покупку был оформлен товарный чек и чек ККМ;
  • описательная часть. В ее составе необходимо описать развитие событий, повлекших за собой возникновение конфликта. В случае нарушения договорных обязательств, следует сформулировать, в какой именно части произошло нарушение, а также описать предпринятые заявителем попытки по их устранению. Нужно указать и на причиненный неправомерными действиями ущерб;
  • мотивировочная часть. В этом разделе необходимо указать нормативные положения и законодательные акты, которые были нарушены из-за действий ответчика;
  • резолютивная часть. Составляя ее, необходимо определиться с требованиями, которые удовлетворили бы желания заявителя. Это может быть просто устранение недостатков, выполнение договорных условий, обмен товара или его возврат. А возможно требуется уплата компенсации, штрафа, неустоек. В этом случае к заявлению необходимо приложить и расчет таких платежей.

Претензия визируется и датируется. К ней прикладываются доказательства правоты заявителя, а также документы, свидетельствующие о факте возникновения взаимоотношений между сторонами. Это могут быть копии договоров, чеки с торговых точек, акты выполненных работ.

Образец жалобы

Как подать жалобу?

Процедура регистрации входящей документации везде разная. Но в любом случае при личном вручении документа необходимо получить отметку о его получении адресатом на экземпляре, остающемся у заявителя.

Некоторые компании, например, сотовые операторы, принимают подобные заявления через свои оф.сайты посредством специально разработанных для этого форм. Это довольно удобный вариант, поскольку заполнить графы формы проще, чем составить все обращение самостоятельно. Подтверждением получения заявления является уведомление о его регистрации на электронную почту.

Вторым вариантом вручения претензии является отправление почтой. Так можно вручить свое заявление даже в том случае, если при личном обращении не удается заставить принять его к рассмотрению. При оформлении почтового отправления необходимо предусмотреть наличие описи вложения и уведомления о вручении.

Читайте также: Как правильно составить претензию на возврат денег за товар

Второй экземпляр составленного заявления необходим для того, чтобы в судебных органах засвидетельствовать этапы претензионного урегулирования. Это не только подтверждает попытки мирного решения конфликта, но и факт отказа стороны ответчика сотрудничать, а также неполноту компенсации.

При этом можно не только обратиться в суд, но и пожаловаться в контролирующие органы, которые со своей стороны тоже проведут проверку нарушения. Образец жалобы в Роспотребнадзор, Роскомнадзор, прокуратуру, ФАС можно найти на ресурсах соответствующих органов или в сети, а также заявление можно составить самостоятельно, руководствуясь общими правилами оформления.

Со времени публикации некоторые законы могли изменится. Чтобы получить наиболее полный ответ на ваш вопрос позвоните нам по телефону:
  • Москва и область 7 499 577-00-25 доб. 105
  • Санкт-Петербург и область 7 812 425-66-30 доб. 105
  • Остальные города: 8 800 350-23-69 доб. 105
Ссылка на основную публикацию