Эксперт по вашим правам

Способы подачи жалобы на коллекторов

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов. Но каждый случай индивидуален и носит уникальный характер. Если вы хотите узнать, как решить именно вашу проблему - обращайтесь в форму онлайн-консультанта. Это действительно быстро и главное бесплатно.

Агентство коллекторов – новый институт, появившийся в РФ в 2004 году. Это организация, выбивающая задолженности с граждан и фирм. Чаще всего, их основными заказчиками являются банковские организации, выдающие кредиты населению.

В связи с тем, что жалобы на коллекторов стали все чаще поступать в надзорные инстанции, в 2016 году приняли ФЗ № 230, регулирующий деятельность таких организаций.

На основании данного закона, а также норм, регулирующих банковскую деятельность и обработку персональных данных, должники вправе пожаловаться на коллекторов, а также на кредитные организации, нарушившие права заемщиков.

Действия коллекторских служб

Взаимодействие банков и коллекторов: что должен знать каждый заемщик

В соответствии со ст. 26 ФЗ № 395 -1 «О банковской тайне», кредитные организации обязаны в тайне хранить данные о своих клиентах (их счета, вклады, операции).

Статья 7 ФЗ № 152 от 2006 года «О персональных данных» говорит, что банки не должны без согласия заемщиков передавать другим лицам их персональные данные.

П. 3. Ст. 6. нового закона о деятельности коллекторского агентства обязало банки получать согласие должника на передачу другим лицам данных о размере долга, заемщике. Если такого согласия вы не давали, а звонки коллекторов мучают вас и вашу родню, напишите заявление в свой банк.

Читайте также: Составление апелляционной жалобы на решение арбитражного суда

Кто такие коллекторы

В заявлении укажите:

  • Название и адрес банка, выдавшего кредит;
  • Адрес и полные инициалы;
  • Реквизиты кредитного договора;
  • Наличие либо отсутствие вашего согласия на обработку ПД;
  • Требования к кредитной организации.

В соответствии с п. 7. ст. 6 ФЗ № 230, банк должен в течение 3 суток отменить даже полученное ранее согласие, отозвать его у других лиц и уничтожить информацию о должнике. Банк письменно уведомляет гражданина о выполнении его требований.

ВАЖНО: ваша прописка в заявлении должна дублировать регистрацию, указанную в кредитном договоре. При смене адреса укажите в заявлении новый для получения уведомлений от банка.

Закрепленные законом действия коллекторских служб

Осуществляя возврат долгов, работники агентства вправе:

  1. Лично встретиться с должником раз в 7 дней или звонить ему на номера, прописанные в письменном соглашении – дважды в течение 7 дней (не раньше 8 утра и не позднее 10 вечера, а выходные и праздники с 8 вечера и до 9 утра);

В течение месяца законны только 8 звонков, в неделю – 2 звонка, в день 1. На звонки, полученные с нарушением времени и частоты, жалуйтесь в надзорные инстанции.

  1. Отправлять текстовые, голосовые SMS (в сутки 2 сообщения, в неделю 4 и в месяц 16). Сообщение должно содержать данные о кредиторе и коллекторе, их номера и факт долга. Сокрытие номеров, с которых приходят SMS или звонки незаконно;
  2. Отправлять почтовые письма, содержащие полную информацию о кредитном договоре, размере долга и банковских счетах для его погашения.

Вся информация от фирмы, возвращающей долг, должна приходить на русском языке. Обращение коллекторов к родственникам и семье заемщика незаконно, если это не прописано в согласии между банком и должником. Данная норма не действует на поручителя должника.

Жалоба на коллекторов

Читайте также: Кассационная жалоба по административному делу

Основания для претензии на коллектора

Гражданин должен нажаловаться, если коллекторы:

  • Оскорбляют должника при личной встрече, в SMS, письмах, звонках;
  • Отказываются сообщать о себе сведения должнику;
  • Незаконно пишут и звонят его родственникам;
  • Повышают размер долга, что не соответствует кредитному договору;
  • Угрожают должнику, его детям, родне;
  • Изъяли его имущество или повредили его в целях запугивания;
  • Применили к заемщику физическую силу и другие деяния, многие из которых квалифицируются уголовными нормами.

Агентство коллекторов

ВАЖНО: жалуясь в надзорную инстанцию, подкрепляйте нарушения распечатками звонков, текстовых сообщений, копиями почтовых писем с угрозами.

Пример заявления на отзыв данных

Обратиться с жалобой на коллекторов вправе лицо, в отношении которого действия подобных агентств полностью незаконны:

  • Инвалиды первой группы;
  • Несовершеннолетние и не эмансипированные граждане;
  • Банкроты;
  • Недееспособные либо ограниченные в дееспособности граждане;
  • Лица, находящиеся в больницах.

В этом случае претензия подтверждается соответствующими бумагами о состоянии здоровья, паспортом или решением суда о банкротстве.

Если банк не отзывает данные о заемщике

В случае, когда кредитная организация не выполняет требований вашего заявления, нужно обращаться в федеральную службу, проверяющую обработку ПД на законность – Роскомнадзор.

Этот орган вправе проводить проверки коллекторских фирм в следующем объеме:

  • Нахождение фирмы в государственном реестре лиц, занимающихся возвратом долгов;
  • Наличие соответствующей документации у фирмы;
  • Размер ее активов;
  • Наличие страховки, покрывающей убытки заемщиков и прочее.

Образец жалобы в ЦБ РФ

Банки и коллекторы

Жалоба в Роскомнадзор законна, если банк:

  1. Без вашего согласия передал личную информацию агентству;
  2. Отдал данные нескольким коллекторским фирмам;
  3. Разместил информацию о долге в Интернете, объявлениях, на работе заемщика;
  4. Привлек иностранные агентства для содействия с заемщиком;
  5. В течение месяца не уведомил заемщика о привлечении коллекторов.

Бланк жалобы в Роскомнадзор

Деятельность службы регулируется правительственным постановлением № 228 от 2009 года. Электронный бланк претензии находится на сайте Роскомнадзора и обязательно должен содержать вашу электронную почту для обратного ответа.

Как НАПКА может помочь заемщикам?

Куда жаловаться на коллекторов, кроме самого банка? Добросовестные агентства, сотрудничающие с банками, регистрируются в НАПКА – профессиональной национальной организации, контролирующей деятельность своих участников. Она создана с целью совершенствования законов о возврате долгов.

Обмен опытом, взаимодействие коллекторов обеспечивает взыскание долгов, соответствующее требованиям ФЗ № 230. На своем сайте НАПКА дает рекомендации заемщикам и прописывает порядок действий при давлении на гражданина.

Действия коллекторов

Жалоба на действия недобросовестного агентства в ассоциацию содержит:

  1. Полные инициалы заемщика;
  2. Его адрес, телефон, электронный ящик и дату рождения;
  3. Название агентства, зарегистрированного в союзе;
  4. Название региона;
  5. Суть нарушений и прикрепленные файлы, доказывающие неправомерные действия.

ВАЖНО: вы не можете пожаловаться в союз, если агентство в ней не состоит. Максимальный срок принятия решения – 1 неделя.

Угрожают коллекторы

Проверки коллекторов работниками Роспотребнадзора

26 июля 2016 года от Максименко В.Л. поступила жалоба в Роспотребнадзор на банк «Деньги всем» г. Орла. 5 месяцев назад гражданин воспользовался пластиковой карточкой, присланной банком по почте, активировав кредитный договор на сумму 60 000 рублей под 21%.

Кредитная организация изначально нарушает 10 статью закона о потребительских правах, так как не разъясняет условий договора и последствий за его нарушение.

Читайте также: Подача кассационной жалобы в арбитражный суд

Через несколько месяцев Максименко был сокращен на производстве и выплата денег стала для него невозможной. Уведомление банка о тяжелых финансовых обстоятельствах не дало результата. На телефонный номер гражданина ежедневно стали приходить SMS и звонки с угрозами от неизвестной фирмы.

Коллектор

Согласия на передачу своей личной информации Максименко банку не давал. Кредитный договор гражданин также не видел. Руководствуясь ст. 7. ФЗ № 152, а также ст. 6. ФЗ № 230, Максименко написал заявление в банк, требуя отозвать его данные, но ответа не дождался.

Образец жалобы в Роспотребнадзор на коллекторов

Организация «Деньги всем» отказывается предоставить гражданину выписку его средств по кредиту, договор, а также данные о коллекторе. Нарушая требования кредитного договора, банк начисляет гражданину ежемесячные штрафы за просрочку платежей, общая сумма которых уже составила 120 000 рублей.

К претензии были приложены распечатки телефонных сообщений, диктофонные записи звонков, письменные заявления Максименко к организации «Деньги всем».

В ходе проверки Роспотребнадзором были истребованы кредитный и коллекторский договора, действия организации «Деньги всем» и коллекторов признаны незаконными. В отношении данных организаций были возбуждены административные дела и наложены штрафы.

Прокурорские проверки возврата долгов

Куда жаловаться на действия коллекторов, если надзорные службы не смогли помочь должнику? Ст. 10 ФЗ № 2202 – 1 « О Прокуратуре» дает должникам право обратиться к прокурору за защитой прав.

Жалоба на коллекторов подаются в Прокуратуру содержит:

  • Наименование и адрес надзорного органа;
  • Полные данные заемщика с контактной информацией;
  • Номер и дату кредитного договора;
  • Ссылки на нарушения коллекторами норм права;
  • Список приложенных доказательств и документов;
  • Просьбы должника к прокурору;
  • Подпись заявителя и дату составления бумаги.

Претензия на коллектора

Отказ в рассмотрении жалобы мотивируется, гражданину разъясняются причины и право на обжалование прокурорского решения в судебном органе.

Образец жалобы в прокуратуру на коллекторов

Жалобы на коллекторов, подаваемые в Прокуратуру, дают сотруднику повод:

  1. Проверить документацию коллекторский организации;
  2. Получить от ее представителя письменные объяснения своих действий;
  3. Лично посетить фирму-нарушителя (ст. 22 ФЗ № 2202 – 1).

Заявление от заемщика должно быть рассмотрено за 1 месяц после его регистрации. В результате проверки прокурор вправе возбудить в отношении банка и коллектора административное либо уголовное дело.

Подача претензии на коллектора

Дополнительные инстанции, проверяющие деятельность коллекторов

С февраля 2017 года работа данных агентств проверяется в службе судебных приставов. Жалобу в ФССП можно оставить на их сайте или продиктовать по телефону доверия.

Приставы проверяют:

  • находиться ли коллекторская организация в реестре;
  • записывает ли она телефонные разговоры с должниками;
  • хранит ли бумажные документы, связанные с возвратом задолженностей;
  • составляет ли отчеты о своей деятельности (ст. 17. ФЗ № 230).

Деятельность коллекторов

На основании проверок ФССП выписывает организации предписание об устранении нарушений. Если коллектор не выполняет предписания, служба вправе провести внеплановую проверку.

Пример жалобы на коллекторов в полицию

Если действия коллекторов носят уголовный характер, давлению подвергаются ваши родственники, дополнительно пишется заявление в полицию.

Образец жалобы в органы внутренних дел: 4 марта 2016 года начальник полиции Уткин П. И. получил письменное заявление от Нестеровой А. Д. к фирме «Гарант».

Проверки коллекторов

В заявлении Нестерова жалуется на хулиганские действия со стороны работников «Гарант», а именно:

  • неоднократных личных посещений Нестеровой по месту жительства;
  • угроз расправы в отношении нее и ее несовершеннолетнего сына;
  • угроз об изъятии личного имущества Нестеровой, если она не вернет долг банку в течение 2 суток;
  • громких криков коллекторов на лестничной площадке, их попытки ворваться в квартиру.

К заявлению Нестерова приложила справку о вызове скорой помощи после посещения данных лиц с описанием медицинских средств, которые были внутримышечно введены гражданке.

Читайте также: Правила взыскания судебных расходов

На основании полицейской проверки в отношении фирмы «Гарант» возбудили уголовное дело по ст. 213, 159 и 163 УК РФ.

Со времени публикации некоторые законы могли изменится. Чтобы получить наиболее полный ответ на ваш вопрос позвоните нам по телефону:
  • Москва и область 7 499 577-00-25 доб. 105
  • Санкт-Петербург и область 7 812 425-66-30 доб. 105
  • Остальные города: 8 800 350-23-69 доб. 105
Ссылка на основную публикацию